Очерки изъ жизни бѣлорусской деревни (1899)/Сценка съ натуры

Свидѣтель Сценка съ натуры
Драматычны абразок
Аўтар: Аляксандр Пшчолка
1899 год
Въ губерню съ бумагой
Іншыя публікацыі гэтага твора: Прамова старшыны да валаснога сходу‎.

Спампаваць тэкст у фармаце EPUB Спампаваць тэкст у фармаце RTF Спампаваць тэкст у фармаце PDF Прапануем да спампаваньня!




СЦЕНКА СЪ НАТУРЫ.

Въ N—скомъ волостномъ правленіи получено воззваніе общества Краснаго Креста, приглашающее къ посильнымъ пожертвованіямъ въ пользу пострадавшнхъ въ неурожайныхъ губерніяхъ. Собраны крестьяне. Сельскія власти въ полномъ сборѣ.

Старшнна (помахивая рублевкой). Во, братцы, мы афяруемся, знацца, на голодныхъ, бо на Росе́и голодовка… знацца начинаицца… Во и якъ панъ писарь кажить… што… кажить… што́…

Писарь (подсказываетъ). Народъ бѣдствуетъ отъ сильнаго голода…

Старшина (помахивая рублевкой). Народъ сбѣдствауся отъ голадо́вки, якъ яно вядомое дѣла, знацца… голодъ ня тетка!.. (Толкаетъ писаря).

Писарь. Да и самое милосердіе въ принципѣ похвально…

Старшина. И все милосэ́рдное безъ прицѣповъ хвалицца усякимъ знацца… знацца… ти то отъ начальства, ти то… да и… и…

Писарь. И достойно благоволенія со стороны гуманной человѣчности…

Старшина. И… достойна тому, у кого на гумнѣ человѣчность усякая… опять и живность усякая… знацца…

Писарь (съ досадой въ голосѣ). Россіи же обширный районъ голодаетъ…

Старшина (воодушевляясь). Кхъ… Кхъ… Кхъ… Бо голодъ росейскій обшарить тябе, братцы!.. Во васъ, братцы, скольки: человѣкъ можа боли якъ сто, знацца, и кажиный, знацца, у рай, знацца, хотѣу бы… Якъ коли, напримѣра…

Писарь (выходя изъ себя и возвышая голосъ). По статистикѣ указываютъ примѣрное количество голодающихъ: оно обнимаетъ около пяти урожайныхъ губерній…

Старшина (придвигаясь къ толпѣ и выразительно помахивая руками). Яно не дужа добро… кхъ!.. кхъ! робить той хто стискаить якую копейку и жалѣить, знацца, на голодо́вку… Енъ примѣрно другій тиснить, а другій стыдицца, што ни маить, а у тебѣ нихто, знацца, ни отнимаить, хоть у тебѣ и урожайно, знацца…

Писарь (толкая старшнну и возвышая голосъ). А что сказать о немощныхъ, старцахъ, малыхъ дѣтяхъ и людяхъ, малоприспособленныхъ къ физическому и профессіональному труду…

Старшина (растягивая воротъ кажуха и вытирая потъ на лбу)… Коли вы, братцы, и ста́рцеу жалѣите и малыхъ дятей кахаите и такъ усякую малую физику остерегаете знацца… то и голодовку…

Писарь (толкая старшнну н передвигая стулъ поближе къ нему)… Ни богатство, ни трудолюбіе, ни кустарная промышленность не спасаетъ бѣдствующихъ отъ голодной смерти…

Старшина (окончательно разошовшійся въ краснорѣчіи)… Кхъ… Кхъ… Кхъ… Чхххи!… Хто можа и не богатъ, браццы, и ня дужа любить труды, знацца, нихай ни прячицца у кусты, оттого, што ни спасецца енъ, хоть бы и хотѣу на тымъ, знацца, свѣти отъ голодной смерти, якъ вотъ и панъ писарь кажить, што… ни пожалѣить…

Писарь (перебивая старшину и въ сильномъ волненіи покру-чивая усы). Не пожалѣемъ же, братцы!..

Старшина (не слушая писаря). Не будемъ жалѣть, браццы, усыпимъ зъ магазины, ти жита, ти ячменю, ти овса, а хто можить, дыкъ и гроши, вотъ, якъ и я…

Писарь (громко). Этимъ мы осушимъ слезы…

Старшина (стараясь перекричать писаря и размахивая руками). Нихай же, браццы, другій потушить слезы… бо кхъ… кхъ… ня Богъ вѣдаить, што тамъ тая копейка, ти то гарницъ хлѣба, бо… другій разъ и рубъ пропадаить у пусто тн у Шмерки, ти у Янкеля, ти такъ за винополію пойдеть… Барыши чіе?… А ужо́ гэто, панъ писарь… гэто ни мое дѣло… Я што́ казау, тое каза̀у!